ОШИБКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ?
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического развития. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительнопространственную ориентацию.
Вашему вниманию некоторые игры, которые могут помочь справиться с трудностями в овладении письменной речью.
ПРИ ЭТОМ ВАЖНО СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА!!!
- Заниматься регулярно
- Не ругать ребенка, если у него что-то не получается
- Стараться разнообразить занятия, проводить их в игровой форме
- Делать перерывы по мере усталости
ЕСЛИ У РЕБЕНКА:
- зеркальное изображение букв;
- замена похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв;
- пропуски, не дописывание элементов букв.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор. Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т. д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.
РАБОТА НАД ЗРИТЕЛЬНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ:
1.«Корректурная правка». Для развития зрительного внимания, при зеркальном написании букв хорошим упражнением служат корректурные пробы:
- Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким)шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше)минут зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка.
- Узнать букву, «написанную»пальцем на спине или на ладони.
- Зачеркни неверные буквы или обведи в кружок правильно написанные буквы.
- Подчеркнуть те слоги и слова, которые написаны до черты.
СЕ в строке: СЕЕССОСЕЕССОСЕСЕОСЕССЕ
ОБ в строке: БОБИОБОВБАБОБАОБВОБООББО
КОТ в строке: ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО
ЧАШКА в строке: ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧКА ЧАШКА
- Найди спрятанное слово в строчке:
ГАЗЕТАВРОАТИВСЛШКТДОМТРЬНА (газета, дом) ШАОНИПАМВЕЬТРИОЧКИТРАПАКЕТ (очки,пакет)
- Вписать вместо буквы Д стрелку вниз, Б - стрелку вверх:
ДЕНЬ, ДРУГ, БАБУШКА. ДЕДУШКА, ДРОБЬ, БРОВЬ, ВОДА, ТРУБА, БЕГЕМОТ, ЛАНДЫШ.
- В ряду правильно написанных букв найти одну неправильную.
- Разобрать несколько букв в наложенном изображении: какие буквы «свалились в кучу»и спрятались на рисунке.
- «Перевёрнутый текст». Страница обычного текста поворачивается на 90,180, 270 градусов. Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст.
- «Чтение слов по полубукве».Цель: формирование зрительного представления о букве. Формирование способности быстрого схватывания одного и даже нескольких слов
Чтение строк с прикрытой нижней половиной строки (с прикрытой верхней половины строки).
- «Деформированный текст».
Цель: развивать умение видеть слова, написанные разным шрифтом.
Дети выпал идут первый в пушистый школу снег. У ребята них вышли в руках на портфели улицу.
Алгоритм работы: Прочитать предложение. Выяснить о чем говорится в предложении. Отметить особенности прочитанного текста. Прочитать, что написано печатным шрифтом, а потом курсивом. Списать предложения, написанные печатным шрифтом. Прочитать текст.
ЕСЛИ У РЕБЕНКА:
- замена на письме букв, похожих по звучанию (парных твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих, некоторых гласных).
- частые ошибки при письменномобозначении мягкости звуков ("писмо", "лубит", "больит" и т. д.
- пропуски некоторых букв или даже слогов, перестановка их местами.
- объединение при написании нескольких слов в одно.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
- Найди по звуку слово.
Цель: После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих звуков, готовим две карточки. На одной рисуем знак " + ", соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук; на второй карточке рисуем знак " - ", который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или с минусом.
После устной работы предложить записать слова, которые запомнили, в левый столбик с глухими звуками, а в правый столбик слова со звонкими.
- Назови слово, которое отличается от остальных.
Цель: различать на слух оппозиционные звуки; правильно произносить цепочки слов.
УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА; ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА –ТАЧКА
- «Съедобное-несъедобное».
Ход игры. Взрослый произносит три слова, похожих по звучанию. Ребенок должен назвать только то, что можно есть:
картошка – ложка – окрошка
конфета – котлета – ракета
- Будь внимательным.
Цель: - развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры: Взрослый бросая мяч, произносит слово. Ребёнок, поймавший мяч, определяет количество звуков в слове.
На начальных этапах называть слова, состоящие не более чем из 4 звуков. Такая игра в увлекательной форме позволяет быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова, отрабатывается механизм переключения.
- Угадай слово
Цель: активизировать все анализаторы, принимающие участие в письменной речи; закрепить звукобуквенный анализ слов; различать гласные и согласные.
Предлагается самостоятельно записать слова, предложения только согласными (с-п-г-, м-л-к-).
(Используется при работе со словарными словами.)
- Подбери слова к заданным схемам.
-а-, -а-а,
Мак, лак, сад, бак, бал, зал, шар.
Каша, Маша, папа, жаба, лама.
- Запиши слова, в которых 3,4,5,6 букв
- Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ
- Расшифруй слова и назови одним словом.
а) п,и,к,а,т, т,ф,и,у,л, б,и,и,т,н,о,к, г,а,о,п,и,с
б) ь,о,ч,н, ч,е,е,р,в, у,о,р,т, н,е,д,ь
а) тапки, туфли, ботинки, сапоги - обувь
б)ночь, утро, вечер, день - сутки
- Прочитай слово по слогам, начиная с конца.
ХА-ПА-РЕ-ЧЕ
Упражнение “Не ошибись!”
Ребенку дается инструкция:
– Если услышишь звук “С”, то подними руки в стороны, а если услышишь звук “З”, то спрячь за спину. Будь внимателен! Затем предлагается звуковой ряд: -с-с-з-с-з-з-з-с-с-з-з-с-з-с-с-с-з-з-с.
ЕСЛИ РЕБЕНОК пишет аграмматично, т. е. как бы вопреки правилам грамматики.
ЧТО ДЕЛАТЬ? Для освоения законов предложения можно составлять предложения по схемам. Исправлять специально сделанные взрослым ошибки (исправить ошибки в речи иностранца, который учится говорить на русском языке). Составить предложение; распределить, кто каким будет словом; встать по порядку, составляя предложение, не забыв в конце поставить точку. Разделить сплошной текст на слова и предложения.
- Тексты без границ слов. Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно
Белки.
Душистойсмолойпахнетбор. Устаройсосныпрыгаютбелки. Снялизверькипушистыесерыешубки. Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты. Всюдолгуюзимубелкижиливлесу.
Ответраистужипряталисьвтпломгнезде. Онирадысветлойвесне.
- Тексты без заглавных букв и точек. Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.
зима в лесу
повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости
- Восстанови предложение и рассказ. Составьте и запишите предложения, а затем связный текст из предложений. Озаглавьте его.
жика, подарил, дедушка, ребятам
в, он, летом, жил, сарае
ежик, в, зимой, норе, уснул
голодный, ежик, вернется, весной
мыши! Берегитесь
- Подружи слова. Найди ошибки в употреблении слов и предлогов (маленьких слов). Прочти правильно, запиши.
Птица летит над небом.
На столе лежит красная яблоко.
На дереве выросли сладкие слива.
И Аллы зацвел роза.
Учитель пишет в доске.
Паша рисует за альбомом.
ЕСЛИ У РЕБЕНКА:
- Пропуски согласных при их стечении (диктант— «дикат»)
- Пропуски гласных (собака - «сбака».)
- Перестановка букв (тропа - «прота»)
- Добавление букв (таскали - «тасакали»)
- Пропуски, добавления, перестановка слогов (комната - «кота») • Слитное написание слов, предлогов, с другими словами (идёт дождь - «идёдошь») • Раздельное написание частей слова (приставки и корня слова)- наступила - на ступила»
Что делать?
РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ ЗВУКОБУКВЕННОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА СЛОВ.
Полезно, например, придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук; выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего. Помочь ребенку сформировать понятие «слово». Для лучшего понимания, что такое слово, можно, например, написать слово на карточке, а потом разрезать ее. Тогда из слова, например лиса, получится два не слова (две части, не имеющие смысла).
- Тесты с пропусками гласных. Разные уровни сложности. Вставь гласные. Запиши.
Б_лк_.
Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_йхв_ст. _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_йз_м_йт_пл_. _н_ ч_ст_ с_д_т н_ с_чк_.
- Сбежавшие гласные. Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа.
Смьрзтмрь–днрзтржь. е а о е о и а о е
Бзтрд н втщшь _ pбкпрд. Е уа е ыаи и ыу и уа
Н мйстрблй, _ мйстдрзй. е ие о уе а ие о уе
Длврм-птхчс. Дeея - оее а.
Нвхдрзйнжвй,_ стрх н трй. Оыуеаиа а аы е аыа
Правильные ответы:
Семь раз отмерь-один раз отрежь.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Делу время- потехе час.
- Буквы-прилипалы. Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ (запиши).
Слклолронлаллстлулплилтзлиллмлал.
Уыпыадуытыныазыемылыюсывыерыкыаыюыщыиыесынеыжыинкыи
Лаеса аи паолаебаудауатабаеалыамаи.
Сльнмрззгнмлкхзврй в нрк.
Проверь себя: Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.
- "Словесный мяч" Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова: автобус - слово - окно и т. д Усложнение: Называем слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, на третью с конца и т. п.
- «Волшебные диктанты»Если ребенок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а черточками, каждая буква – черточка.
- Упражнение «Найди пропущенную букву»Направлено на развитие внимательности у детей. Для его выполнения нужен исходный текст, где всё находится на своих местах. Затем в этом же материале нужно убрать буквы, оставив на их месте пропуски. Задача ученика – заполнить недостающие элементы. Не следует убирать текст-исходник, так как ребёнку нужно на чем-то основываться.
ЕСЛИ РЕБЕНОК пишет так, как произносит.
Что делать?
Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
- Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.
- Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.
- Поднять цифру, соответствующую количеству звуков в названии картинки (картинки не называются).
- Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.
Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:
- Вставить пропущенные буквы в слова: ви. ка, ди. ван, ym.a, лу. а, б. нокль.
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
- Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
- Подобрать слово с определенным количеством звуков.
- Преобразовать слова: - добавляя звук: рот - крот, мех - смех, осы - косы; луг - плуг;
- изменяя один звук слова (цепочки слов) : сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор - сыр - сын - сон;
- переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка, кукла - кулак, волос - слово.
- От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом - мак - кот - топор - рука.
- Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
- Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр (комар).
- Отобрать картинки с определенным количеством звуков в их названии.
- Расставить картинки под цифрами 3, 4, 5 в зависимости от количества звуков в их названии. Предварительно картинки называются. Примерные картинки:
"сом", "косы", "мак", "топор", "забор".