РУС БЕЛ ENG

Правила полезной критики

  1. Золотая пропорция воспитания

Знаки одобрения являются одними из средств выполнения этой серьёзной задачи. Этими знаками могут быть ласковый взгляд, нежное прикосновение, внимательное выслушивание и, конечно, словесная похвала. Золотая пропорция воспитания указывает на соотношение одобрения и критики в обращении к ребёнку. Это «пропорция 4:1»: четыре знака одобрения на каждое критическое замечание. В этом случае информация, заложенная в критическом высказывании, вполне возможно, будет воспринята ребёнком и использована им в своём развитии.

  1. Разделение критики и чувств

Разделите критику и выражение собственных чувств. Полезная критика всегда спокойна. Если вы испытываете раздражение, обиду, злость, страх, тревогу, вам не удастся скрыть свои чувства, они обязательно прорвутся в самый неподходящий момент. Поэтому в периоды «эмоциональной бури» от критики лучшие отказаться и оставить её до лучших, более спокойных времён.

  1. Доброжелательная критика

Ваша критика будет полезной для ребёнка, если замечания будут говорить о вашей любви и уважении к нему. Любовь и уважение можно передать мягкой интонацией, добрым, внимательным взглядом, ласковыми словами: «Солнышко, послушай…», «Ваня, хочу тебе сказать…».

  1. Критика поступков

Полезная критика касается поступков и действий ребёнка, но не его личности.

  1. Конкретная критика

Полезная критика включает в себя конкретные вещи и пожелания. Укажите детям конкретно, что именно не нравится вам в их действиях, убедитесь, что они вас понимают.

  1. Созидательная критика

Полезная критика включает в себя не только то, что вас не удовлетворяет, но и то, что вы хотите от ребёнка. Сделайте эмоциональный акцент на втором.

  1. Аргументированная критика

Полезная критика включает в себя объяснения преимуществ желательного поведения. Если вы скажете ребёнку: «Делай так, потому что я сказал», то это будет приказом, а не объяснением. Ребёнок не сможет увидеть связи между своими действиями и пользой, которую они принесут.

  1. Критика с тренировкой

Завершите вашу критику тренировкой желательного поведения. Например, после вашего замечания по поводу брошенной одежды и объяснения, как и зачем она прибирается, вы предлагаете ребёнку представить, что он пришёл после прогулки и переодевается. Пусть, играя, ребёнок приберёт одежду нужным образом. Завершение тренировки – самый подходящий момент для похвалы. Такое дополнение критики поможет освоить ему новое, более приемлемое поведение. Между тем, что человек знает, и тем, что человек умеет, есть огромная разница. Любое знание требует практики и тренировки.