РУС БЕЛ ENG

ШТАЛАГ. Марафон.

12.10.2022

Коллаж. 6 "Б" класс. Игнатова Дарья

Рисунок 11 "Б" класс. Габрусева Софья

Шталаг. Карасёва Е.Э. Квест-игра

Методический фестиваль «Уроки победы» Квест-игра «Концлагерь – в памяти навек!»

Карасёва Елена Эдуардовна, учитель изобразительного искусства, без квалификационной категории

Новополоцк, 2022

Квест-игра «Концлагерь – в памяти навек!»

Цель: расширить знания пятиклассников о концлагерях во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

- развитие интереса детей и подростков к историческому прошлому нашей

страны, военной истории нашего Отечества;

- формировать у подрастающего поколения чувство уважения, гордости и

благодарности перед поколением военного времени;

- содействовать воспитанию патриотизма, гражданственности, социальной ответственности;

- приобретение навыков работы в группе, публичных выступлений.

Участники: V класс

Оборудование и инструменты: мультиборд (проектор), мобильный телефон, ручки (фломастеры), конверты с письмами.

Предварительная работа: Дети, когда заходят в класс вытягивают значок с эмблемой команды (Приложение 1). Всего четыре команды.

Для каждой команды подготовлено место. На столах стоят таблички, соответствующие символу команды. Также лежат конверты с ознакомительным письмом и всем тем материалом, который понадобится на занятии (фломастеры, ручки, листочек). Дети занимают места, согласно их эмблемам. Значок крепят на одежду.

Для детей подготовлены конверты с посланиями и заданиями от Потомка из 2122 года.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

1 Организационный этап (4 мин)

Учитель: Добрый день, уважаемые ребята. Сегодня хотелось бы затронуть очень важную тему для всего белорусского народа. Сейчас мы живем под ясным, чистым небом. Мы беззаботно ходим в школу, гуляем. Но 80 лет назад жизнь белорусских людей перестала быть прежней. Великая Отечественная война перечеркнула все, принесла страдания, слезы, лишения.

На доске вы можете увидеть тему, о чем мы будем с вами разговаривать.

Что, что-то не то? Ах, там ребус. Так вот давайте попробуем его разгадать.

(Разгадывают ребус. Концлагерь – в памяти навек! Приложение 2)

Учитель: И чтобы сохранить память о том великом времени, я предлагаю вам поработать в командах, выполнить задания, которые вы будете получать в ходе нашего мероприятия. Вы больше узнаете о концлагерях Республики Беларусь.

Ребята, мне на электронную почту пришло письмо с обращением к вам от вашего Потомка. Потомок – это человек из вашего будущего. Я зачитаю это письмо для вас. (Конверт с буквой П)

Письмо:

Здравствуйте, мои незнакомые друзья из прошлого!

Я ваш Потомок. Я пишу вам из 2122 года.

Я как-то бывал в музее Великой Отечественной войны в городе Полоцке. И там мне сказали, что вы обращались к своим сверстникам, а также их потомкам с призывом помнить о страшной и Великой войне. Но время жестоко, и мы уже почти ничего не знаем об этих событиях, а вы жили в то время, когда свидетели той войны были еще живы.

Я много читал про операцию Багратион и Сталинградскую битвы, про Курскую дугу и взятие Берлина… Но информации о концлагерях очень мало. Хочу больше узнать о концлагерях на территории Беларуси. Я вас очень прошу: помогите мне.

На протяжении мероприятия вы будете заполнять таблицу (Приложение 3), которая лежит у вас в конверте. После чего, ваш классный руководитель её мне отправит по почте.

Ответьте пожалуйста на несколько моих вопросов и выполните мои задания. В конце нашего мероприятия каждая команда получит памятные призы.

Учитель: Ребята, следующие вопросы от ПОТОМКА находятся в конверте, на котором написана начальная буква имени виновника в развязывании Второй мировой войны. (Ответ: А)

  1. Основной этап (30 мин)

ПИСЬМО А

Ребята, прошу вас прочитать этот текст и посмотреть видео по этой ссылке https://youtu.be/NulrX_KlVaw Будьте внимательны. Вам необходимо будет заполнить таблицу о Концлагерях. (Приложение 3)

Концентрационный лагерь (сокращённо концлагерь) — термин, обозначающий специально оборудованный центр массового принудительного заключения и содержания.

«Лагеря смерти», «фабрики смерти», единственной целью которых было методичное убийство европейских евреев, а в дальнейшем и других «неполноценных» народов.

Эти лагеря были созданы на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Беларуси, на других оккупированных территориях.

Около 4 млн. русских, более 3 млн. евреев и до 200 тыс. цыган погибло в лагерях уничтожения, прежде всего в газовых камерах.)

Просмотр видео: https://youtu.be/NulrX_KlVaw

Учитель: Следующее задание в конверте с первой буквой столицы нашего государства. (Ответ: М)

ПИСЬМО М

Вам необходимо, используя КЛЮЧ, дешифровать депешу и ответить на вопрос, что произошло 2 марта 1921 г.? 

ШИФРОВКА:

01 30 12  15 18 14 15 02 00 14  16 05 17 02 30 10  11 15 14 24 12 00 03 05 17 31  14 00  20 05 17 17 10 20 15 17 10 10  01 05 12 00 17 21 18 10 (.) 02 01 10 08 10  13 10 14 18 1=11 00 (.)

КЛЮЧ:

ОТВЕТ:______________

(Ответ: 2 марта 1921 года был основан первый концлагерь на территории Беларуси, вблизи Минска)

Учитель: Молодцы, вы с легкостью справились с заданием.

Но чтобы получить следующую подсказку вам необходимо немного отдохнуть.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «СОЛДАТ» (2 мин)

Встанем ровненько ребята,

Пошагаем как солдаты

Влево, вправо наклонись,

На носочках потянись,

Раз – прыжок, два – прыжок,

Отдохнул ли ты дружок?

 Учитель: Следующую подсказку вы можете найти в конверте с буквой, которая покажет, от кого зависит наше будущее.

ПИСЬМО Я

Я знаю, что на территории Полоцкого района, вблизи города Новополоцка также действовал лагерь смерти для военнопленных Шталаг 354. Помогите узнать мне о нем поподробнее.

(Информация о лагере в Приложении 3)

Учитель: Ребята попробуйте сложить наши конверты и постарайтесь отгадать, какое слово у нас зашифровано. (Память)

Учитель: Молодцы, но у вас не хватает одного конверта, в котором скрывается последнее задание. Ваша задача найти конверт с окончанием слова.

  1. Подведение итогов (6 мин)

ПИСЬМО ТЬ

Вот вы и добрались до конца. Осталось совсем чуть-чуть. Вы уже так много изучили и мне так помогли. Вы собрали много материала для меня. И я думаю, что вам тоже помог узнать что-то новое. Не так ли?

Вам необходимо решить мою викторину, которая как раз-таки покажет, как много вы узнали.

В вашем конверте лежит QR-код, который необходимо отсканировать. Он вас перенаправит на викторину.

(https://learningapps.org/watch?v=peg72iqxc22)

Викторина «Что я узнал?»

  1. Холокост – это:
  • Лагерь, созданный нацистами на оккупированной территории во время Второй мировой войны.
  • Преследование и массовое уничтожение нацистами различных этнических и социальных групп (евреев, цыган, масонов).
  • Политика советского правительства по отношению к врагам народа в 30-е годы ХХ века.
  • Геноцид армян в Османской империи в начале ХХ века.
  1. Шталаг 354 – это: 
  • Детский лагерь.
  • Сожжённая деревня.
  • Концентрационный лагерь военнопленных.
  • Военная операция.
  1. Геноцид – это:
  • Политика нацистского правительства в 30-е годы ХХ века, направленная на повышение качества жизни своих граждан.
  • Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам, одно из тягчайших преступлений против человечества.
  • Страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного, и враждебного.
  • Идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования «права» на дискриминацию и угнетение других народов.
  1. Какой самый большой лагерь смерти на территории Республика Беларусь?
  • Ромашка
  • Масюковщина
  • Красный берег
  • Тростенец

Учитель: Ребята, вы справились и с этим заданием. Я думаю, что вы многое вынесли для себя. Ну и конечно бы хотелось поблагодарить вас и отметить ваши старания. (Команды награждаются дипломами)

 Рефлексия (3 мин)

Ребята, вот и подошло наше мероприятие к концу. У вас были значки, которые вы получили в самом начале занятия. Перед вами две фразы: «Память – это главное, что у нас есть», «Только от нас зависит наше будущее». Прикрепите ваш значок к той фразе, которая вам больше всего понравилась и объясните ваш выбор.

 Заключение (2 мин)

Ребята, спасибо вам за работу! Вы с легкостью справлялись со всеми испытаниями.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. А.И.Корсак. Великая отечественная война советского народа в контексте второй мировой войны. Учебно-методический комплекс для студентов технических специальностей, /А.И.Корсак, стр.18
  2. [Инт.ист. - 80-84.pdf (psu.by), стр 81-83]
  3. [Инт.ист. - http://www.comparty.by/news/pervyy-konclager-v-minske-otkrylsya-vo-vremena-bnr?ysclid=l8mj5o5srz964782568 ]
  4. [Инт.ист. - https://www.novaya.by/2021/05/03/vospominaniya-novopolochanina-o-krupnejshix-lageryax-smerti-dulag-125-i-shtalag-354-v-sovremennoj-vystavochnom-prochtenii-foto/?ysclid=l8mkacgb4t106379714]
  5. [Инт.ист. - https://vk.com/wall-141910883_4171?ysclid=l8nxwryedf414982314]

    

       

Шталаг. Эссе. 10А класс

Ястремская Яна Антоновна, 16 лет.

Эссе «Память о прошлом - счастливое будущее»

Шталаг (от слова «Штаммлагерь»)- общее название лагерей германских вооружённых сил во время Второй Мировой войны, созданных для военнопленных. Такой лагерь располагался и вблизи нынешнего Новополоцка- в городском посёлке Боровуха.

«Шталаг-354»- один из самых крупных лагерей смерти времён Великой Отечественной войны.

Его история начинается с августа 1941 года, когда на территории посёлка разместился крупный немецкий гарнизон. За 2 года существования лагеря в нём насчитывается 29000 жертв, которыми являлись как солдаты, так и местные жители. Путь этих людей был короток, но ужасен: сначала пленных собирали в армейские сборные пункты, затем везли в дулаги (пересыльные лагеря), после чего отправляли в шталаги.

В лагерях активно использовался труд советских военнопленных: их отправляли работать на железную дорогу. После рабочего дня пленные возвращались в лагерь, где они “проживали” в ямах и грязи, под открытым небом и с минимальным питанием.

Расстрелы проводились по вечерам, во время смены вахты. Так, при передаче оружия от одного охранника другому, осуществлялась стрельба по живым мишеням. Для немцев эта была всего лишь проверка оружия, а для пленных-жизнь.

В наше время люди почтительно относятся к ветеранам и чтят память о погибших на войне. По территории нашего государства возведено огромное количество памятников, возле которых каждый год люди возлагают цветы. Новополоцк со своими жителями не стал исключением.

Так, в Боровухе, был открыт мемориальный комплекс «Звезда». Первое, на что бросается взгляд- 4 стелы, символизирующие 4 года войны и 4 фронта-освободителя. На “символах” располагаются списки погибших. В центре размещена чаша- благородный образ земли.

Главную идею-звезду- можно увидеть, если смотреть сверху. Ведь обычные дорожки, как это кажется, и создают ту самую звезду. При прогулке по комплексу встречаются валуны с медальонами. Такие знаки отражают многообразие религий, а значит и людей, прошедших через концлагерь.

Героические подвиги наших предков навсегда останутся в нашей памяти. Поэтому никогда не стоит забывать, что жертвуя своей жизнью, они подарили мирную жизнь нам. Ведь жизнь-это главная ценность человека.

Шталаг. Стихотворение  8А класс

Стихотворение «Шта - лаг»

Боровская Варвара Евгеньевна, 14 лет.

 «Шта-лаг» – по слогам первоклассник читает.

«Шталаг – что за слово?» – недоумевает.

Не знают мальчишки, живущие в мире,

Что значит концлагерь, барак, конвоиры…

А прадед парнишки прошёл через это.

Где люди не люди уже, а скелеты.

Где мысли одни: сколько дней мне осталось

И как одолеть голод, холод, усталость?

Там счёт не на годы идёт – на минуты.

Там завтра уже не проснуться кому-то.

Там хлеба грамм двести с опилками – на день.

Виновен иль нет – приговор беспощаден.

Но выстоял прадед, вернулся из плена.

И в жизни своей, уже послевоенной,

Не раз говорил: «Только помните, дети,

Жить в мире – вот главное счастье на свете!» 

Шталаг.  Стихотворение  7В класс

Стихотворение «Солдаты в летних гимнастёрках»

Карман Софья Николаевна,  13 лет.

Солдаты в летних гимнастёрках

Сидят под проливным дождём,

И луч прожектора в потёмках

Пронизывает тело как огнём.

Сидят солдаты, и невольно

Стоит немой вопрос в глазах:

Что делает здесь фриц жестокий,

Неся с собою боль и страх.

Солдаты в летних гимнастёрках

Ведут последний в жизни бой -

Остаться в памяти потомков

Людьми с непокорённою судьбой.

Шталаг-354 6Г класс

Стихотворение «Сижу за решёткой, за колючей проволкой»

Денищик Елена Сергеевна, 11 лет.

Сижу за решёткой, за колючей проволкой. В тени

немец возводит курок, шепчу: «Не тяни…

Нет больше сил сражаться с тобою,

С тёмною силой, с войной мировою…

Сколько погибло парней и ребят,

Все в криматорий идут, не спешат.

Сколько мы вынесли боли и слёз,

Сколько Шталаг-354 жизней унёс!

Нет больше сил тебя ненавидеть,

Близких, родных, нет, не дано мне увидеть.

Имени нет, только номер остался,

Кусок гимнастёрки в бараке валялся,

И близкое сердцу родное письмо,

Помятый конвертик – все сожжено.

Ты смотришь в упор, меня жизни лишая,

Но это не я дошёл до точки, до края!

Это ты, немец, лишился рассудка,

Раз пляшешь исправно под немецкую дудку!

Ну, что ж, не тяни, совершай приговор!»

И немец выстрелил в грудь мне в упор.